Обобщение практики осуществления УВМ УМВД России по Тюменской области федерального контроля (надзора) в сфере миграции за 2018 г.

В соответствии с ч. 2.5, п. 10.17.15 Положения о Главном управлении по вопросам миграции МВД Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. N 192 г., ГУВМ МВД Российской Федерации осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, в частности за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников.

Порядок осуществления контрольных (надзорных) функций предусмотрен:

-     Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

-     Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

-     Постановление Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 (ред. от 27.12.2017) «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции»

-     Административным регламентом по исполнению ФМС, ее территориальными органами и ОВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и ЛБГ в РФ и трудовой деятельностью иностранных работников, утвержденным совместным Приказом МВД России и ФМС России N 367/807 от 31.07.2015 г.  

В ходе проведенных мероприятий в отчетном периоде на территории Тюменской области сотрудниками УВМ УМВД России по Тюменской области выявлено – 9 612  (аппг- 9 993) нарушений обязательных требований в сфере миграции.

По ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение ИГ или ЛБГ правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации) подразделениями УВМ УМВД России по Тюменской области выявлено 5 862 административных правонарушений (аппг – 5 627). 

По ст. 18.9 КоАП РФ (нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства) выявлено 2 411 административных правонарушений  (аппг – 3 126). 

По ст. 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ) выявлено 413 административных правонарушений (аппг – 400).

По ст. 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства) выявлено 811 административных правонарушения  (аппг – 774).

По ст. 18.17 КоАП РФ (несоблюдение установленных в соответствии с Федеральным законом в отношении иностранных граждан лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности) выявлено 34 административных правонарушения (аппг– 26).

По ст. 18.18 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательных правил, связанных с исполнением принятого в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, либо правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, неосуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых принято решение о прекращении процедуры реадмиссии, добровольного выезда из Российской Федерации в установленный срок), нарушений не выявлено (аппг – 2).

По ст. 18.19 КоАП РФ (нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях) выявлено 3 административных правонарушений (аппг– 0).

По ст. 18.20 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента) выявлено 14 административных правонарушения (аппг – 7).

По ст. 19.27 КоАП РФ (предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета) выявлено 21 (аппг - 24) административных правонарушения.

По ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания) выявлено 43 административных правонарушения (аппг – 7).

По результатам рассмотрения вышеназванных нарушений назначено:

-     административных штрафов на сумму 29 946,6 тыс. руб. (аппг – 28 077,9 тыс. руб.) Взыскано административных штрафов на сумму 22 845,0 тыс. руб. (аппг – 20 701,0 тыс. руб.). Процент взысканных штрафов составил – 76,2 % (аппг – 73,7 %).

-     приостановлено деятельности – 38;

-     предупреждений – 92.

По  ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции), направлено 15 (аппг - 2) материала, возбуждено 3 уголовных дела (аппг - 1).

По ст. 322.2 УК РФ (фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) направлено 24 (аппг-16) материалов, возбуждено – 35 (аппг-20) уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности - 33 лица (аппг-12).

По ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении) направлено 490 (аппг-556) материалов, возбуждено – 875 (аппг - 710) уголовных дел, привлечено к ответственности 214 (аппг - 196) граждан.

По ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) направлено 8 (аппг-13) материалов, возбуждено – 8  (аппг-9) уголовных дел.

По фактам, выявленных сотрудниками УВМ УМВД России по Тюменской области нарушений, судами приняты решения о выдворении за пределы Российской Федерации в отношении 570 (АППГ – 710) иностранных гражданин.

Вынесено решений о депортации иностранных граждан за пределы Российской Федерации – 75 (аппг – 74). 

В целях предупреждения негативных последствий пребывания на территории Российской Федерации  иностранных граждан УВМ УМВД России по Тюменской области направлено 2 349 (аппг – 2 109)  представлений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Вынесено решений о сокращении срока пребывания – 667(аппг- 172).

Применительно работы в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) следует отметить, что одним из направлений деятельности ОИК УВМ России по Тюменской области входит выявление нарушений работодателями (принимающей стороной) требований миграционного законодательства, образующих состав административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.9, 18.15, 18.16, 18.17, 18.19 КоАП РФ.

Выявление фактов нарушений миграционного законодательства среди работодателей (юридических лиц, ИП) по обозначенным статьям КоАП РФ происходит в результате проведения плановых и внеплановых  проверок. Внеплановые проверки в свою очередь подразделяются на выездные и документарные.

На текущий период сотрудниками УВМ УМВД России по Тюменской области назначено и проведено 41 (АППГ - 71) проверок юридических лиц и ИП из них: плановых 1 (АППГ - 20), внеплановых – 40 (АППГ - 51). Из них без выявленных нарушений 6 (АППГ - 32).

По результатам проводимых мероприятий среди юридических лиц и ИП выявлено 291 (АППГ- 279) нарушение из них допущенных должностными лицами организаций – 205 (АППГ - 195), юридическим лицами и ИП – 86 (АППГ- 84).

- по ст. 18.9 КоАП РФ привлечено 55 (АППГ – 115) должностных лиц;

- по ст. 18.15 КоАП РФ привлечено 235 (АППГ - 164). Из них:

            по ч. 1 привлечено должностных лиц - 35 (АППГ - 31) и юридических лиц и ИП - 61 (АППГ - 52);

            по ч. 3 привлечено должностных лиц - 115 (АППГ - 49) и юридических лиц и ИП - 24 (АППГ - 32);

- по ст. 18.17 КоАП РФ привлечен 1 ИП (АППГ - 0);

- по ст. 18.19 КоАП РФ привлечено 3 (АППГ - 0) должностных лица

В результате рассмотрения дел данной категории (в т.ч. судами):

- в отношении должностных лиц вынесено 74 предупреждения, по остальным назначены штрафы на сумму 4766,0 тыс.руб.

- в отношении юридических лиц и ИП вынесено 18 предупреждений, 24 административных штрафа на сумму 6125,0 тыс. руб, и в остальных случаях применена мера наказания в виде приостановления деятельности.

Итого общая сумма вынесенных штрафов составила 10891,0 тыс.руб. из которых взыскано более 6520,0 тыс.руб.

Важно отметить, что по общему правилу, лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, неуст ответственность как должностные лица (ст. 2.4 КоАП РФ). Вместе с тем, в соответствии с примечанием к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы (т.е. ст. 18.9, 18.15, 18.17, 18.19 КоАП РФ), лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в т.ч. ИП), в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если статьей предусмотрена иная мера для указанных лиц.

По результатам проводимых мероприятий вынесено более 100 представлений (предписаний) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Основной из причин нарушений в сфере миграции является незнание действующего законодательства, в частности о необходимости подавать уведомления о заключении (прекращении, расторжении) трудовых договоров а также сроков подачи таких уведомлений.

В соответствии со п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» уведомления о заключении (расторжении) трудовых, гражданско-правовых договоров подается за всех иностранных граждан без исключения.

Второй из причин является отсутствие должного контроля за сотрудниками организаций.  Встречается при трудоустройстве неопытного сотрудника.

Третьей причиной непринятие должных мер по недопущению нарушений.

В рамках профилактики нарушений обязательных требований, с представителями организаций проводится разъяснительная беседа, а также рекомендуется (предлагается):

-     по вопросам разъяснения законодательства, а также при возникновении спорных вопросов обращаться к официальным источникам информации, в том числе непосредственно в подразделения по вопросам миграции;

-     проводить учебу среди сотрудников организаций, имеющих право осуществлять допуск работников (в том числе иностранных граждан) к трудовой деятельности, а также занимающихся оформлением документов на иностранных граждан (постановка на миграционный учет, оформление разрешений на работу (патентов), подача уведомлений о заключении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами и т.д.);

-     ориентировать сотрудников организации на соблюдение обязательных требований в сфере миграции, закрепив меры ответственности в должностных инструкциях.

Также следует обратить внимание на скрытые нарушения со стороны самих иностранных граждан, о которых возможно не знает работодатель.

Нередки случаи, когда при трудоустройстве иностранного гражданина, организация, осознавая значимость принимаемого работника, берет под контроль сбор документов для оформления патента и соответственно оплачивает все расходы, связанные с оформлением (прохождение медицинской комиссии, налога за патент, оплата медицинского полиса и др.), а в результате выясняется, что у иностранного гражданина закрыт въезд, либо имеет иные нарушения влекущие применения к нему мер административного воздействия. Возврат затраченных средств займет некоторое время, а в некоторых случаях будет невозможен (например, за прохождение медицинской комиссии).

Вместе с тем, на что следует обращать внимание:

- на количество въездов и выездов (штампы КПП) в документе удостоверяющем личность. Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Иными словами, иностранный гражданин может пребывать на территории РФ в течение 90 дней, после чего следующие 90 дней обязан находится за ее пределами.

При несоблюдении данного требования иностранный гражданин может быть подвергнут административному наказанию, с закрытием въезда на территорию РФ на срок от 3-х до 10 лет

- на постановку на миграционный учет. Следует определить живет ли иностранный гражданин по указанному в талоне регистрации адресу. Речь идет о случаях, когда «прописка» покупается за деньги, без намерения проживать по указанному адресу. В Тюменской области, как и в РФ в целом существует такая проблема как фиктивная постановка на миграционный учет, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 322.3 УК РФ.

Риск работодателя заключается в том, что установление факта фиктивной постановки на миграционный учет влечет принудительное снятие иностранного гражданина с фиктивного адреса. Следовательно, при непринятии мер со стороны иностранного гражданина встать на миграционный учет по адресу фактического проживания приведет к применению к нему мер административного воздействия.

Нередки случаи также предоставления талонов регистрации с поддельными штампами почтовых отделений и МФЦ, с указанием адреса фактического проживания, а также штампов РВП. Как правило, сведения о такой постановке на миграционный учет или выдаче РВП отсутствует в базах данных УВМ.

- на наличие неоплаченных административных штрафов. В соответствии  с положением п. 10, ч.1, ст . 27 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке въезда и выезда из РФ» согласно которого въезд иностранному гражданину закрывается при наличии неоплаченных штрафов. Как правило, решение о неразрешении въезда иностранному гражданину принимается заочно, о чем иностранный гражданин может и не знать. При этом снятие ограничения, при оплате данного административного штрафа, займет немалое количество времени.

В остальных случаях при наличии, объективных сомнений рекомендуется вместе с самим иностранным гражданином пребывать в подразделения УВМ в целях проверки законности его нахождения, перспективы оформления разрешительных документов и т.д.

Почему вместе:

-     с учетом законодательства о защите персональных данных информация в отношении иностранного гражданина 3-м лицам не предоставляется;

-     в случае уклонения иностранного гражданина от похода в миграционную службу уже скажет о наличии каких то препятствий;

-     даст возможность сотрудникам УВМ незамедлительно принять меры административного воздействия при наличии нарушений.

Важно предупредить об административной и уголовной ответственности за содействие в незаконном пребывании иностранных граждан, а именно по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ и ст. 322.1 КоАП РФ в случаях, когда работодателю было известно о незаконности пребывания последнего.

Также настоятельно рекомендуется не обращаться к сомнительным лицам и организациям для сопровождения документов по постановке на миграционный учет или по трудоустройству, особенно, предлагающим решить вопросы в обход закона (пример поставить на миграционный учет на несуществующий адрес), или проверить иностранного гражданина на наличие запретов, нарушений и т.д.

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России